Первые покорители неба

Двум французским фабрикантам в 1783 году удалось совершить, казалось бы, невозможное: преодолеть земное притяжение и поднять шар с помощью нагретого воздуха. Известие о чуде взбудоражило всю Европу. Так было положено начало гонке за покорение небес.

Руан, 18 июля 1784 года.


События развивались стремительно. Меньше времени прошло с момента появления первых чертежей воздушного шара до первого полета человека в 1783 году. После этого знаменательного события сначала Францию, а затем и всю Европу сотрясла «воздухоплавательная лихорадка».
По образованию Жан Пьер Бланшар (1753 – 1809) с огромным удовольствием разгадал бы загадку полетов в одиночку. Но подняться в воздух ему удалось только с помощью технических открытий конкурентов. Бланшар слыл человеком энергичным, бесстрашным, упрямым и тщеславным.
Физик Жак Александр Сезар Шарль (1746 – 1823) прославился своими докладами в Лувре, во время которых он  ставил эффектные опыты: демонстрировал убийственную силу искусственной молнии на животных или вытягивал из проводника трехметровые искры. У Шарля были влиятельные покровители в высшем парижском обществе. Он изобрел в 1783 году воздушный шар, наполняемый водородом. Эта конструкция используется до сих пор. Претендовали на первенство и два безызвестных бумажных фабриканта из французской глубинки: братья Жозеф (1740 – 1810) и Этьен (1745 – 1799) Монгольфье были честными, трудолюбивыми и скромными. И не имели никакого отношения к науке. Жозеф Монгольфье был прирожденным мечтателем. Еще в детстве он любил экспериментировать, разбирал всякие механизмы и придумывал новые инструменты на отцовской фабрике. Однажды ноябрьским вечером он рассматривал картину на которой была изображена осада Гибралтара, и размышлял о том, что загнанные на скалы людям неоткуда ждать подмоги. «Так ли уж и неоткуда?» - вдруг промелькнуло у него в голове. Жозеф смотрел на огонь в камине, на искры, увлекаемые теплым воздухом через трубу: а нельзя ли использовать эту силу, чтобы поднять человека в небо? На летательном аппарате. Несколько вечеров подряд мастерил Жозеф Монгольфье в своей комнате небольшой шар с шелковой оболочкой и отверстием снизу. Закончив работу, он установил модель посреди комнаты и развел под ней костерок. Шар начал подниматься и завис под потолком. Жозеф тут же сел писать письмо брату Этьену: «Раздобудь мне много шелковой ткани и веревок, и я тебе покажу настоящее чудо!» Через несколько дней он отправился в родной городок Видалон-лез-Анноне. Следующей весной по небольшому городку с населением 7000 человек поползли беспокойные слухи. Фабричные рассказывали о мешках, поднимающихся над огнем. Испуганные соседи даже видели большой летающий объект, который поднимался над речушкой метров на 50.
Жозеф был идейным вдохновителем, а Этьен, получивший естественнонаучное образование, взялся рассчитывать и зарисовывать идеальные пропорции летательного аппарата. Прежде всего, он должен быть легким, легче воздуха. Изготовление первых моделей из шелковой ткани вызвало бурю негодования у жен обоих братьев, так как одержимые конструкторы пожертвовали на алтарь своей мечты их любимые платья. 5 июня 1783 года в Анноне успешно прошли первые испытания. Аппарат весом 500 футов с подвешенным чаном проплыл над головами собравшихся. Десять минут продолжался первый полет, после чего шар рухнул на чей-то виноградник и загорелся. Зрителя поняли, что стали свидетелями исторического события, и встретили изобретателей восторженными криками.
Версаль 19 сентября 1783 года. На улице перед королевской резиденцией не протолкнуться. Толпы народа устремились на площадь со всех уголков страны. Всего больше 100 тысяч зевак, собравшихся посмотреть на феерическое представление в присутствии королевской семьи, перед глазами «самой ученой части нации».  Все взгляды устремились на деревянный трехметровый подиум, оцепленный солдатами. Ровно в час дня раздался громкий хлопок – это зажгли огонь. Всего 12 минут потребовалось для того, чтобы из груды материи на  земле получился 17-метровый шар, украшенный гирляндами и инициалами короля. Снова сигнал – шар начал подниматься над головами собравшихся. Под шаром на веревках болталась клетка с животными. Они поднялись на 120 метров, полет продолжался 8 минут. Затем монгольфьер приземлился в трех километрах от места старта, в небольшом лесочке.
Портные стали все чаще шить шарообразные кринолины и рукавчики-шарики. Дамы носили высокие прически «а-ля монгольфьер». Мужчинам предлагались трости с набалдашниками в виде воздушного шара или инкрустированную соответствующим образом табакерку. И каждый думал только об одном: когда поднимется в воздух человек?
         Этеьн Монгольфье и Жак Александр Шарль уже работали над подходящими для полета человека шарами.
Так, первыми людьми, поднявшимися в воздух, стали физик и путешественник Жан Франсуа Пилатр де Розье и молодой офицер, маркиз д*Арланд. Только с двумя пассажирами гондола могла удерживать равновесие. 21 ноября 1783 года оба храбреца 25 минут парили над Парижем и благополучно приземлились возле какой-то мельницы. Через 10 дней отважился на полет и профессор Шарль. Шарльер и на этот раз доказал свое техническое превосходство над аппаратами Монгольфье. Он пробыл в воздухе в четыре раза дольше и поднялся на значительную высоту 3000 м – зафиксировал барометр профессора. Но лавры все равно достались братьям. В знак благодарности за выдающиеся достижения Людовик XVI назначил Этьену и Жозефу пожизненную ежегодную ренту.
Дувр, 7 января 1785 года. Восемь часов утра. Три пушечных выстрела разорвали морозную  тишину – знак, что наконец-то ветер подул в нужную сторону. Жан Пьер Бланшар и врач-американец Джон Джеффрис, финансировавший строительство шара, приступили к проверке своего снаряжения. Ровно в час дня шар оторвался от земли. Где-то в половине второго воздухоплаватели уже увидели очертания французского берега. Но шар слишком медленно приближался к намеченной цели. Пилоты то и дело сбрасывали мешки с песком, чтобы подняться выше и поймать нужный ветер. Прошел час. Впереди еще половина пути. Но шар вдруг начал терять высоту. Воздухоплаватели уже сбросили за борт весь балласт, все ненужные вещи. Теперь они принялись выкидывать провиант. Срывать с гондолы украшения и гирлянды. Вниз полетели бесполезные рулевые крылья и даже якоря.
И все равно шар продолжал снижаться. В последний момент шар немного набрал высоту. До французского берега оставалось каких-то семь км. Через два часа полета над ледяными волнами Ла-Манша они миновали прибрежные скалы между Кап-Блан-Не и Кале. Над населенной местностью Бланшар сбросил пакет с письмами – первую в мире воздушную почту.
Перелет через Ла-Манш наконец-то принес Бланшару долгожданную славу. 20 лет он путешествовал по Европе со своими шарами как первый и самый знаменитый воздухоплаватель-профессионал.
3 октября 1785 года в Германии он для пущего эффекта сбросил на парашютах несколько животных. Публика ревела от восторга. Побывал Бланшар и в Америке. Он и умер в воздухе от сердечного приступа в 1809 году во время своего последнего 6о полета.
А профессор Жак Александр Шарль остался верен науке. В 1787 году он открыл названный в его честь закон о расширении газов в зависимости от внешней температуры. Он умер через 14 лет после французского воздухоплавателя.
Из своего поместья братья Монгольфье с большим интересом следили за дальнейшим развитием воздухоплавания.
Каролине Лаузен.
 
 
 
ПОСТУПИТЬ В МРСЭИ
Заполните анкету и мы Вам позвоним!
  Фамилия    
  Имя    
  Отчество    
  Какую специальность Вы выбрали    
  Ваш телефон    
  Ваш e-mail