Общая педагогика, история педагогики и образования

ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.00.01

– Общая педагогика, история педагогики и образования Шифр специальности: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования Формула специальности

ПРОГРАММА МИНИМУМ

Содержание специальности 13.00.01 – "Общая педагогика, история педагогики и образования" является исследование проблем философии образования, педагогической антропологии, методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования. Область исследования:

  • 1. Философия образования (исследование мировоззренческих и парадигмальных оснований теории и практики образования).
  • 2. Педагогическая антропология (исследование антропологических оснований образования (воспитания и обучения) человека как предмета образования, как образовываюшегося и образуемого).
  • 3. Методологии педагогики (исследование места и роли педагогики в системе духовной жизни общества и научного знания; объекты и предметы педагогики; методы педагогических исследований).
  • 4. Теория педагогики (исследование подходов и направлений на обоснование и реализацию педагогических концепций, систем; создание условий для развития личности).
  • 5. История педагогики и образования (исследование исторического развития институлизированной и неинститулизированной практики образования, политики в области образования, педагогической мысли на уровнях общественного и теоретического сознания в различных сферах духовной жизни общества).
  • 6. Этнопедагогика (исследование становления, современного состояния, особенностей взаимодействия, перспектив развития и возможностей использования этнических традиций образования).
  • 7. Сравнительная педагогика (исследование истоков и сравнительный анализ современного состояния педагогики и образования в зарубежных странах, различных регионах мира, а также перспектив их развития).
  • 8. Педагогическое прогнозирование (исследование методологии, методики, теории прогнозирования развития педагогики и образования и определение на их основе перспектив их эволюции в нашей стране и за рубежом).

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» по педагогическим наукам

Введение

Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов педагогических университетов. Вместе с тем на современном этапе развития многоуровневого педагогического образования, который связан с поиском путей обеспечения высокого уровня научно-исследовательских работ аспирантов на расширяющемся рынке образовательных услуг, его значимость в процессе целенаправленной профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает. Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических и образовательных проблем, сущность современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.

  1. Теоретико-методологические основы педагогики Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки. Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности. Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня. Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.
  2. История образования и педагогической мысли История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции. Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте. Проблема детства в философско- и религиозно-педагогических и собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе. Формирование представлений о профессии учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем. Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного). Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т.д.). Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов. Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса. Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования. Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения). Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли.
  3. Теория воспитания Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Культурологические основания воспитательного процесса. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия. Технология педагогической поддержки. Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания. Основные направления воспитания личности. (Базовая культура личности и пути ее формирования.) Проблема системы воспитания. Сущность и типология воспитательных систем. Закономерности развития воспитательных систем. Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем. Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса. Семья в системе воспитания и социализации личности. Сущность и понятие педагогической технологии и техники. Педагогическое общение.
  4. Теория обучения Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные). Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения. Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения. Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных, личностно-ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения. Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся. Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.
  5. Управление образовательными системами. Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей. Государственно-общественная система управления образованием. Образовательное учреждение как объект управления (на примере учреждений различных типов и уровней образования). Функциональный анализ управления образовательными системами. Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением. Характеристика стилей управления образовательными системами. Своеобразие управления развивающимися образовательными учреждениями и учреждениями, работающими в режиме функционирования. Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие). Характеристика основных источников саморазвития образовательных систем. Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами. Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им. Своеобразие современного школьного управления и самоуправления. Мониторинг качества образования и образовательных услуг. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.

 

Рекомендуемая основная литература

  • Алферов С.Ю. Развитие педагогических идей утопического социализма и опыт их осуществления. -М., 1985.
  • Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. //Избр. психологические. труды: в 2-х т. -М., 1989, т.2.
  • Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVII вв./ Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. -М., 1985.
  • Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. И.А.Соловков. -М., 1985.
  • Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в./Сост. П.А.Лебедев. -М., 1990.
  • Антология педагогической мысли России первой половины XIX в./Сост. П.А.Лебедев. М., 1987.
  • Аристотель. Большая этика./ Соч. в 4-х томах. Т.4. -М., 1984.
  • Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. -М.,1977.
  • Балл Г.А. Теория учебных задач. - М,, 1990.
  • Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители. -М., 1990.
  • Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М., 1990.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1984.
  • Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  • Беспалько В.П. Теория учебника. -М., 1988.
  • Библер B.C. Книга для учителя. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.
  • Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. -М., 2003.
  • Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. -М., 1979.
  • Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1953.
  • Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. -Казань, 1997.
  • Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. -М., 1987.
  • Введение в научное исследование по педагогике. -М., 1988.
  • Вопросы теории и практики внутришкольного управления // Под ред. П.В. Худоминского.- М., 1994.
  • Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации. -М.,1992.
  • Воспитательная система школы. -М., 1989.
  • Воспитательная система школы: проблемы управления. М., 1997.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  • Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988.
  • Гербарт И.О. Избранные педагогические сочинения. -М., 1940.
  • Герцен А.И. Избранные педагогические сочинения. -М., 1991.
  • Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. -М., 1995.
  • Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992.
  • Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.
  • Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. -М., 1998
  • Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. -М., 1994.
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
  • Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. -М., 1935.
  • Дидро Д. План университета в России// Собр, соч.: в 10-ти,т. -М., 1947. Т. 10.
  • Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. –М., 1956.
  • Дифференциация как система: В 2 ч. -М., 1992.
  • Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. - М., 1998.
  • Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения. -М., 1991.
  • Добролюбов. Избранные педагогические сочинения. -М., 1986.
  • Дубинин Н.П.Что такое человек. -М., 1983.
  • Дьюи Д. Школа и общество. -М., 1924.
  • Журавлев В.И, Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М., 1984.
  • Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -М., 1963.
  • Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.,1982.
  • Зайцева Л.В. и др. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. -М., 1997.
  • Занков Л.В. Дидактика и жизнь / Избр. труды - М., 1990.
  • Зеньковский В.В, Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М., 1996.
  • Зубов Н. Как руководить педагогами. -М., 2003.
  • Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. -М.,1990.
  • Ильясов И.И., Галатенко И.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. -М., 1994.
  • ИнгенкампК. Педагогическая диагностика. - М., 1991.
  • Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. - М., 1982.
  • Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». -М., 1999.
  • Кампанелла Т. Город солнца. -М., 1954.
  • Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
  • Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982.
  • Капто А.Е. Организация внутришкольного управления. -М., 1991.
  • Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М.,1991.
  • Киселев А.Д, Шадриков В.Д., Поляков В.А., Док Ю.И. 12-летняя школа: -структура, содержание, перспективы // Известия Российской академии образования №4, 1999.
  • Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
  • Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. -М., 1994.
  • Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. -М., 1932.
  • Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. -М., 1988.
  • Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутреннее управление школой. -М., 2000.
  • Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. -М., 1994.
  • Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. -М.. 1968.
  • Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? -Волгоград, 1996.
  • Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. -М., 1988.
  • Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10-ти т. -М., 1979-1981
  • Крючкова Е.А. О природе педагогических средств в системе личностно развивающего образования / Известия РАО, №3, 1999.
  • Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. -М., 2000.
  • Кузнецова Н.Я., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования. -М., 2003.
  • Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. -Свердловск, 1988.
  • Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.. 1986,
  • Лазарев B.C. Системное развитие школы. -М., 2002.
  • Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. -Минск, 1998.
  • Левина М.М. Эвристические приемы в деятельности педагога // Магистр №3, 2000.
  • Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. -М., 2002.
  • Леднев B.C. Содержание образования. Сущность, структура перспектива. -М., 1991.
  • Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1968.
  • Лизинский В.М. О методической работе в школе. -М., 2002.
  • Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. Сб. статей. -М, 1958.
  • Луначарский А.В. О народном образовании. Сб. Статей. -М., 1958.
  • Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. -М., 1984.
  • Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.,1987.
  • Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1971.
  • Махмутов М.И Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М., 1975.
  • Машбиц Е.И. Психологические основы учебной деятельности Киев, 1987.
  • Менеджмент в управлении школой. -М., 1992.
  • Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
  • Методическая работа в школе: организация и управление. -М., 1996.
  • Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. -М., 1991.
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994
  • Моисеев A.M. Заместитель директора школы по научной работе. -М.,1996.
  • Мор Т. Утопия. -М., 1953,
  • Наторп П. Философия как основа педагогики. -М., 1910
  • Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М., 1959,
  • Оконь О. В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.
  • Основы педагогического мастерства /Под ред. ИА.Зязюна. - М., 1989.
  • Очерк и истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XV11 в./ Под ред. Э.Д.Днепрова. -М, 1989.
  • Очерки истории и педагогической мысли народов СССР (1941-1961)/ Под ред. Ф.Г.Паначина и др. -М., 1989.
  • Очерки истории и педагогической науки в СССР (1917-1980)/ Под ред. Я.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. -М., 1986.
  • Очерки истории школы и педагогики за рубежом. -М., 1998.
  • Очерки истории школы и педагогической мыли народов СССР (1961-1986)/Под ред. Ф.Г.Паначина и др. -М., 1987.
  • Очерки истории школы и педагогической мысли второй половины XIX в. Отв. ред. А. И. Пискунов. -М., 1976.
  • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Под ред. Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Ф.Г.Паначина, Б.К.Тебиева. -М., 1991.
  • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова, - М., 1994.
  • Педагогический поиск/Сост. Баженова И.Н.. - М., 1990.
  • Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. -М., 1961-1965.
  • Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М., 1985.
  • Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. -М., 1991.
  • Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М., 1987.
  • Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. - М., 1992.
  • Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. -М., 1973.
  • Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человекознание) в системе непрерывного образования: история, теория, практика. -Томск, 1997.
  • Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическое процессе. - М.. 1991.
  • Свободное воспитание:Хрестоматия. -М., 1996.
  • СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. -М., 1998.
  • Сергеева В.П. Управление образовательными системами. - М., 2001.
  • Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. -Волгоград, 1994.
  • Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2002.
  • Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе. -М., 2000.
  • Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. Сластенин В.Л., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1996.
  • Слуцкий В.Н. Элементарная педагогика - М , 1992
  • Современные проблемы истории образования и педагогической мысли. М., 1994.
  • Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М., 1995.
  • Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. -М., 1991.
  • Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. -М., 1991.
  • Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. -М.,1981.
  • Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.
  • Теоретические основы процесса обучения. -М., 1989.
  • Теория и практика воспитательных систем: В 2кн. -М., 1993.
  • Толстой Л.Н. Избранные педагогические сочинения. -М., 1987.
  • Третьяков П. И. и др. Технология модульного обучения в школе, -М., 1997.
  • Третьяков П.И. Практика управления современной школой. -М., 1995.
  • Управление школой: теоретические основы и методы. -М.,1997.
  • Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. -М..1995
  • Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. -М., 1988.
  • Философия образования для XXI века. -М., 1992.
  • Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. - М., 2002.
  • Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. - М., 2002.
  • Френе С. Избранные педагогические сочинения. -М., 1990.
  • Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов -М.,1988.
  • Фридман Л.М. Психодидактика. -М., 1998.
  • Хитина Л.Г. Психологическая основа урока. - М., 1997.
  • Хороминчиков Ю.И. Взгляд на прошлое наследие педагогики. -М., 1992.
  • Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.,1996.
  • Шадриков В. Д. Деятельность и способности. -М., 1994.
  • Шамова Т И Перминова Л.М Использование компьютера в управлении школой. - М., 1996.
  • Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. - М., 1992.
  • Шамова Т.И., Давиденко Т.Н., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск, 1995.
  • Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М., 2001.
  • Шамова Т.И., Тюлю Г.М., Литвиненко Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. - Вологда, 1995.
  • Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. -М.. 1980.
  • Шепель В.М. Человедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. -М., 1999.
  • Шмидт К. История педагогик во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов. -М., 1879.
  • Щербова Т.В. Профессиональная адаптация начинающих руководителей школ в системе постдипломного образования. -СПб., 2002.
  • Щуркова Н.Е Новые технологии воспитательного процесса. -М.. 1993.
  • Щуркова НЕ Духовная культура школы. -М., 1994
  • Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. -М., 1994.
  • Этика и психология семейной жизни. - М., 1984.
  • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.,1996.
  • Якунин В.Я. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. -Л.,1988.
  • Якунин В.Я. Педагогическая психология; Учебное пособие. - М., 1998.
  • Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. Книга для учителя. -М., 1986.
  • Ясперс К. Феномен человека. - М., 1993.
ПОСТУПИТЬ В МРСЭИ
Заполните анкету и мы Вам позвоним!
  Фамилия    
  Имя    
  Отчество    
  Какую специальность Вы выбрали    
  Ваш телефон    
  Ваш e-mail